Тренироваться целый год, собрать команду, победить на соревнованиях — так живут не только спортсмены. Айтишники тоже борются друг с другом за звание лучших, но не на олимпиадах, а на хакатонах. Вместе с карьерным центром Практикума отвечаем на вопросы, что это такое, кто их проводит и чем они полезны разработчикам.
А что вообще такое хакатон?
Хакатон — это командное соревнование в IT, где за ограниченное время нужно подготовить решение проблемы заказчика. Например, медицинская компания хочет прогнозировать развитие болезней — ей нужно анализировать огромный объем данных. Или банк запускает направление для частных инвестиций — ему для этого требуется разработать платформу. Или игровая студия запускает новый проект и ищет для него креативные идеи.
Термин «хакатон» (hackathon) возник путем слияния английских слов hack и marathon — буквально «марафон для хакеров». В действительности же под хакингом подразумевается мозговой штурм, поиск новых идей и их реализация, а не буквальный взлом.
Кто и зачем проводит хакатоны?
Заказчиками хакатонов обычно выступают IT-гиганты, нефтегазовые корпорации, банки, мобильные операторы, университеты, министерства — любые организации, которые заинтересованы в разработке эффективных и нетривиальных решений своих проблем.
Цели хакатонов для заказчиков вполне очевидные:
-
найти бизнес-решение;
-
разработать и запустить новый продукт;
-
отыскать талантливых кадров;
-
инвестировать в перспективный проект.
Крупные IT-корпорации обычно организуют и проводят хакатоны сами. В остальных случаях чаще всего прибегают к помощи профессиональных ивент-агентств: они определяются с задачами, отбирают участников, подыскивают площади и подрядчиков, информируют СМИ и в целом полностью сопровождают конкурс.
Хакатоны длятся по-разному — от пары дней до нескольких месяцев. Зависит от масштабов и направления конкурса, поставленной заказчиками задачи.
Кто может участвовать в хакатонах?
Так как это конкурсы в сфере информационных технологий, участвуют в них представители IT-сферы — опытные и начинающие. В зависимости от направления конкурса это могут быть:
-
разработчики;
-
тестировщики;
-
аналитики;
-
маркетологи;
-
дизайнеры и пр.
Как правило, в команду входит 3–5 человек. Некоторые «IT-бригады» неразлучны, другие образуются к конкретным ивентам. Участвовать в хакатонах зовут коллег и знакомых из профессионального сообщества, талантливых энтузиастов, новичков в профессии, которые хотят набраться опыта.
Общее количество участников IT-соревнований — в среднем 100–200 человек, но это не предел. В 2019 году, например, на хакатоне в Казани собрались свыше 3 000 специалистов, это событие даже вошло в Книгу рекордов Гиннеса.
Чтобы приобрести нужную квалификацию и поучаствовать в хакатоне, попробуйте себя в IT-профессиях. А определиться с подходящим направлением поможет бесплатный профориентационный тест, который разработали методисты МГУ и Практикума. В конце получите подробный анализ своего опыта и интересов, а также список подходящих IT-профессий, которые сразу сможете попробовать на практике.
Чем полезны хакатоны?
Опытом, новыми знаниями, знакомствами. Хакатон позволяет реализовать свой проект, поработать в команде, получить обратную связь от менторов и заказчиков. А еще об участии в соревновании можно рассказать, когда составляешь резюме.
Карьерными перспективами. Если какая-то команда в ходе хакатона особенно приглянулась компании, ее могут забрать к себе в штат — целиком или отдельных членов.
Возможностью обогатиться. Например, призовой фонд международного хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект», который пройдет в Москве в ноябре 2023 года, — 5 000 000 рублей!
Хочу поучаствовать в хакатоне — где искать?
Опытные хакатонщики узнают о новых соревнованиях в соцсетях или друг от друга. Ворваться в этот мир самостоятельно тоже реально, если следить за новостями в сфере IT и мониторить нужные сайты: например, Хакатоны.рф, Hackathon list или Russian Hackers.
Многие крупные компании и учреждения регулярно проводят хакатоны. Информацию о них обычно публикуют в разделе «Пресс-релизы» на официальных сайтах, в социальных сетях и почтовых рассылках.
Что делать, если пока не готов к хакатону?
Хакатоны — это больше про практику и проверку навыков. Если нет уверенности в своих силах, сначала стоит подтянуться в теории. В этом хорошо помогают вебинары, где тоже много полезного: разбор интересных кейсов, советы от специалистов отрасли, практические задачи.
А на YouTube-канале Яндекс Практикума, например, регулярно публикуют советы экспертов IT-индустрии, истории выпускников и другие материалы, которые пригодятся в учебе и профессии. При этом вникать во все это можно без спешки, свойственной IT-соревнованиям.
Еще вариант — самообразование. Прокачать свои навыки в IT или с нуля освоить профессию можно на онлайн-курсах Практикума: мы учим на разработчиков, аналитиков, дизайнеров и другие цифровые специальности. Сначала можно бесплатно попробовать вводные части, чтобы определиться с интересным направлением — и уже потом с уверенностью переходить к основному обучению.